Традиционный русский дом, как правило, представляют грубой бревенчатой избой без особых изысков и с примитивной внутренней планировкой. Однако такое представление является штампом – русская домостроительная традиция гораздо богаче и разнообразнее.
В русской традиции дерево по праву занимает главенствующее место в ряду строительных материалов. Да, строили и палаты каменные, и крепостные стены из кирпича возводили, однако подавляющее большинство индивидуальных жилищ все равно создавали из дерева. На Руси стояли тысячи деревянных церквей, поражали воображение уникальные дворцы из дерева, даже дороги – и те у нас зачастую мостили деревянными кругляками. Деревянная, одним словом, была страна, благо почти вся она была в лесной зоне.
Чаще всего в строительстве использовали хвойные породы: сосну и ель, у которых древесина плотная, смолистая и меньше поддается гниению, нежели лиственные породы. Строительный лес заготавливали обычно зимой или в начале весны, когда лишней воды в стволе мало и древесина меньше подвержена усушке, загниванию и короблению. Бревна для строительства дома на Руси подбирали обычно толщиной около восьми вершков (35 см) в поперечнике, для нижних венцов сруба – более толстые, до 10 вершков (44 см).
Конструктивной основой рубленого дома являлся бревенчатый сруб, состоящий из горизонтально уложенных друг на друга бревен – венцов. Особенностью этой конструкции является то, что при естественной усушке и усадке исчезают щели между венцами и стена становится более плотной и монолитной.
Чтобы венцы хорошо прилегали друг к другу, в каждом из соседних бревен на нижней стороне выбирался продольный паз, а по углам сруб связывается специальными врубками. Наиболее распространены были рубки "в чашу" и "в лапу". При рубке "в чашу" бревна соединялись таким образом, что концы их выступали наружу, в результате чего углы дома предохранялись от промерзания. Рубка "в лапу" давала возможность увеличить размеры сруба, поскольку "замок", скрепляющий венцы, делался на самом конце бревна.
Нижним венцом изба опиралась на низкий фундамент – деревянный (например, из вкопанных пней) или каменный. Пол делали из полубревен или тесаных толстых досок, под ним располагалось подполье, служившее кладовой для продуктов. Русская изба, как правило, состояла из одного «покоя», или помещения; в пятистенной (пятая стена служила внутренней перегородкой) получалось два помещения. Иногда в крестьянском доме, помимо собственно жилого помещения, была и холодная горница, отделяемая от теплой части сенями. Часто за сенями делали не горницу, а просто клеть – бревенчатый чулан-кладовую. При этом холодные горницы были приняты в центре России, на севере по понятным причинам они почти не встречались. Различались дома разных регионов и по расположению печи – центра и средоточия дома. Печь могла располагаться справа от входа, в правом противоположном углу, вплотную к стене или с определенным зазором – все это зависело от принятой в конкретной местности традиции. В центральных районах России печь ставили в правом от входа углу. Клали ее либо из кирпича, либо из особо прочной глины, причем на отдельном фундаменте, чтобы она не покосила избу.
Надо отметить, что сделанный из тонких бревнышек или полубревен потолок в русских избах появился только в XVIII веке, до этого же пространство внутреннего помещения избы уходило под самую крышу. Чтобы в избе было тепло, крышу делали очень прочной и не пропускающей холод. Часто на крыше было основное берестяное покрытие, поверх которого укладывали плотное соломенное. Реже крыши покрывались тесом или дранью – широкой и длинной щепой. Окна в их современном понимании тоже появились сравнительно поздно. В стародавние времена окна представляли собой обычную вырубку в бревне, которая в летнее время была открытой, а зимой закрывалась слюдой или промасленной тканью, так что пропускала довольно мало света. Только с появлением в обиходе стекла начали появляться так называемые «красные» окошки, с настоящей рамой, остекленные и, как правило, украшенные резными наличниками.
На русском севере
Описанная выше традиционная российская изба – это некий усредненный вариант, характерный больше для центральных районов. Однако наш народ издревле расселялся на огромной территории от Черного до Белого моря; а при Иване Грозном началась экспансия еще и в Сибирь. Осваивая новые земли, россияне использовали прежние наработки индивидуального домостроения, однако местные условия вносили коррективы в строительные технологии предков.
Русский Север в этом отношении – очень показателен, и в первую очередь это касается такой особенности, как суровый климат. Зимние холода, а также зачастую прохладные весна и осень заставляли строиться капитально и, конечно, серьезно утеплять дома. Если в центральных или южных районах тот же скотный двор или амбар можно было запросто отнести в сторону, то в местах, близких к Полярному кругу, такое не практиковали – зимой ведь ни к скотине, ни за зерном по морозу не набегаешься. Отсюда и особенности северных домов.
Дома Русского Севера нередко строились своего рода комплексами, когда под одной крышей объединялись изба, кладовая, сарай, а также скотные дворы с сеновалами. Такой дом в некоторых местах называли "кошель", и был он очень удобен для жизни в холодное время года.
Понятно, что для такого сооружения требовалось немало стройматериала, да и вообще дом-кошель изначально предполагался большим. А поскольку в северных лесах хорошей сосны было сколько угодно, строили большие дома, просторные, нередко в два этажа. Точнее, если выражаться по-русски, в два житла (слово "этаж" – это ведь европейское заимствование). В нижнем житле, которое еще именовалось подклетом, хранились припасы: зерно, соленья и т. д. Жили на втором этаже в горницах, которые находились горнее, то бишь выше подколета. Такой просторный дом можно было уже разделить на мужскую и женскую половины.
В больших светлых женских палатах – светлицах – женщины ткали, шили и вышивали. Топились эти помещения как по-черному, так и по-белому; часто в одном и том же доме были горницы с печью и дымоходом и с печью без дымохода.
Покрывались такие дома тесом и дранью, причем дрань делалась ровной и изящной. Вообще изящество и красота построек – одна из особенностей Русского Севера. В особенности это касалось домов зажиточных хозяев, которые имели средства, для того чтобы нанять хороших плотников, а таковых в свое время в северных регионах было хоть отбавляй, о чем свидетельствуют дошедшие до нашего времени памятники деревянного зодчества.
Просторные и высокие крестьянские дома украшались фигурным коньком, резными ставнями и наличниками; делались веранды и балконы с перилами и балясинами. Порой получался не дом – а загляденье.
Внутреннее убранство обычно тоже делалось из дерева, в частности вся мебель горниц: стол, лавки, сундуки. Посуду тоже вырубали из целого куска клена или ясеня топором (позже посуду стали вытачивать). Из клена вырезали также ковши и ложки, делали лыжи. Иными словами, дерево окружало русского северянина от рождения до смерти.
Сибирский вариант
В Сибири русские люди строились с размахом, поскольку земли там много, да и энергии переселенцам было не занимать. Свидетельства этого размаха одними из первых оставили еще сосланные "во глубину сибирских руд" декабристы. Вот что писал один из них: "Таких прекрасных, светлых, обширных изб, с такой изящной внутренней отделкой нигде в целой России нет. Бревна вытесаны и выструганы так искусно, что в избе стены как бы сплошные, блестят и радужатся от перелива древесных струй".
В сибирском деревянном доме особое место занимала печь, которая была "кормилицей" дома (пожалуй, в студеной Сибири печь была даже важнее, чем на Среднерусской равнине).
До конца XVIII века использовали печи, топившиеся по-черному, которые затем стали уступать место "полубелым" печам, с трубой и заслонкой-задвижкой на чердаке. Печь ставили справа или слева от входной двери. Для спуска в подполье рядом с печью располагался "голбец" – ящик с крышкой; позднее входом в подполье стал люк в полу. Над входной дверью от печи до стены настилались полати: здесь спали почти все члены семьи, а также хранилась кое-какая одежда.
Передняя часть избы перед печью отделялась загородкой или занавеской. Здесь располагалась "куть" – своеобразная кухня. Углы в избе назывались: кутный, покуть, сутки и передний (красный, святой). В святом углу сходились широкие лавки, чаще всего прикрепленные к стене, здесь же стоял чисто выскобленный и вымытый стол. Ну и, естественно, в святом углу располагалась божница с иконами.
Поначалу в сибирском доме была одна комната, где вся семья жила зиму. Летом же переходили спать в неотапливаемую клеть или на сеновал. Но в XIX веке в домах сибиряков появляется уже несколько жилых покоев: прихожка, спаленка, горница. В горнице часто была печь, обычно "голландка", вдоль стен стояли лавки, шкафы или полки с посудой. Обязательно был стол искусной работы, часто с резными ножками, покрытый скатертью или ковром. Стены горницы были особенно чисто выструганы, иногда они даже натирались воском, вощились для блеска и красоты. Позднее стены стали оклеивать холстом, обоями ("шпалерами"), а мебель красить синей или красной масляной краской. Полы тщательно мыли с прокаленным песком, скоблили и застилали сшитыми холстами, прибитыми по краям мелкими гвоздями. Сверху на холсты настилали в два-три слоя домотканые половики, которые служили своеобразным показателем достатка в доме. Потолки в горнице были настланы особенно тщательно, украшены резьбой или расписаны красками. Важнейшим нравственно-этическим центром и элементом интерьера была "матица", потолочная балка. "Матица дом держит", – говорили сибиряки.
Нигде в России так не ценились чистота и порядок в доме, как в Сибири. Полы, столы, лавки, стены и потолки постоянно мыли и скоблили. Старообрядцы Забайкалья перед праздниками даже мыли свои дома снаружи сверху донизу.
Южнорусские жилища
Южные провинции России отличались своей спецификой в строительстве индивидуального жилья. Понятно, что и там ставили деревянные дома, однако такого изобилия леса, как на Севере, не было. А потому и цены на деревянные стройматериалы были высокими. Когда же промышленниками стали в массовом порядке изводиться леса в южных губерниях, эта проблема сделалась еще острее. Итогом всего этого стали низкие и тесные избы, построенные хозяевами по принципу экономии.
Обычно дом использовался (в отличие от Севера) исключительно для жилья, а все остальные хозяйственные постройки – амбары, сараи и т. д. – ставились отдельно. Причем довольно долго сохранялась привычка топить печи соломой по-черному – в целях экономии топлива.
Так называемые "курные избы" просуществовали в южных районах России довольно долго, вплоть до конца XIX века, когда жители центральных и северных районов давно уже стали топить печи по-белому.
Впрочем, на юге издавна жили и вполне зажиточные и работящие мужики, в частности казаки, которые вовсе не собирались ставить свое благополучие в зависимость от наличия или отсутствия строительной древесины. Для этого они воспользовались опытом ближайших соседей – малороссов, живущих там, где изобилия лесов не наблюдалось, и стали возводить не срубные постройки, а так называемые мазанки, стены которых делались из плетей кустарников и множества слоев глины. Этого материала вокруг было в избытке, поэтому можно было не экономить и строить большие избы. Именно в таких домах жили наиболее состоятельные представители населения степного юга России. При этом, правда, украинский опыт не заимствовался слепо: в планировку и конструкцию вносили «местные» поправки. Например, если в украинских домах полы были земляными, то в южнорусских мазанках их делали дощатыми.
Уроки потомкам
Надо сказать, что русская традиция деревянного строительства не осталась в прошлом – в преображенном виде она существует и востребована до сих пор. Эту традицию обогатили современные технологии, но главные принципы создания дома остались неизменными. В русском сознании дом никогда не был просто укрытием от непогоды, он отражал социальное положение и культурный уровень проживающих в нем. С другой стороны, русский дом органично связывал хозяев с природой, ландшафтом, и эта задача сохраняется у домостроителей и сегодня.
Осмысление традиций традиционного русского зодчества, умелое их применение – это один из способов преодоления эстетического стандарта, безликости загородной застройки.
При этом, конечно, никто не отрицает функциональности таких построек, ведь на Руси всегда разумно сочетались польза, практичность и красота. В этом отношении использование дерева неудивительно, поскольку оно было и остается наиболее органичным и безвредным строительным материалом. Дерево легко в обработке, оно обладает очень богатыми декоративными возможностями. Большим преимуществом также является низкая теплопроводность. Вот почему рубленые дома все чаще встречаются в пригородах, причем доля их неуклонно растет.
Одной из составляющих возрождения традиционного русского зодчества является восстановление плотницких умений, мастерства, одно время если не утраченного, то основательно забытого. Сейчас деревянные дома возводят профессиональные бригады, состоящие из мастеров своего дела, владеющих не только традиционным ремеслом, но и современными приемами строительства. В частности, нынешний плотник уже не будет таскать на нижние венцы десятивершковые бревна – поскольку в деревянных строениях применяется утеплитель, вполне можно ограничиться диаметром бревна, допустим, 22 сантиметра.
Современное оборудование позволяет сочленять элементы сруба с большой точностью, а специальные пропитки защищают постройку от грибков, плесени и возгорания. Кроме того, в настоящее время появились новые деревянные стройматериалы, которых не могло быть раньше из-за отсутствия высокоточного оборудования. Это оцилиндрованное бревно, профилированный брус и, наверное, самый современный деревянный стройматериал – клееный брус. При сохранении срубной конструкции, пришедшей к нам из глубины веков, новые материалы значительно расширили возможности деревянного домостроения.
В заключение скажем, что традиционный русский деревянный дом – это важное звено национальной культуры. Творчески осваивая опыт наших предков, развивая исконные принципы формирования индивидуального жилища, мы научились создавать экологически безопасные, функционально полноценные и художественно выразительные рубленые дома, отвечающие всем запросам сегодняшнего домовладельца.
Станислав Фрид
ж-л "Загородное обозрение недвижимости"
№8 (август 2007 г.)