Так назывался один из многочисленных семинаров пятого Лесопромышленного форума, который проходил в октябре этого года в Санкт-Петербурге. Итальянцы - уверенные лидеры мирового мебельного рынка. Это факт, который наши мебельщики не только признают, но и стараются повернуть себе на пользу. Поэтому итальянцев копируют, у них учатся, стараются разгадать их секреты.
Кстати сказать, эти признанные в мире мастера оценивают потенциал российской мебельной промышленности значительно более оптимистично, чем мы сами. Итальянские профессионалы считают, что в России есть все для настоящего успеха: и обилие сырья, и технологический потенциал, и глубокие традиции производства мебели, и, что очень важно, - отличная школа дизайна, особенно санкт-петербургская. Дело, считают итальянские мебельщики, за малым - нужно наконец поверить в себя и начать производить не просто необходимые предметы быта, но мебель с большой буквы. Что сами итальянцы делают весьма успешно.
Сегодня Италия предлагает самые современные технологии и материалы, самый-самый дизайн и еще что-то, что объяснить невозможно. Неуловимое нечто притягивает покупателя как магнитом, завораживает, как мечта о римских каникулах. Может, это неуловимое нечто есть генетическая память народа, создавшего два тысячелетия назад фундамент искусств и наук. Во всяком случае, сами итальянские мебельщики полагают, что это так и есть, и с невероятным спокойствием утверждают: прекрасных дизайнеров в мире много, но итальянский дизайн лучший. Отрицать это трудно.
В Италии существует огромное количество школ дизайна, а сам дизайн доведен до уровня высочайших стандартов. Корни этого явления очевидны. Конкуренция большого количества средневековых княжеств, независимых и амбициозных, порождала не только войны, но и желание сделать свой центр самым красивым, обустроить его наилучшим образом. Сильная жажда красоты и постоянное творческое состязание формировали определенные тенденции дизайна, которые затем распространялись по всей стране. В результате сегодня мы имеем то, что называется итальянской школой дизайна.
Итальянские дизайнеры ныне вне конкуренции. Справедливости ради надо сказать, что в Италии работает огромное количество иностранных дизайнеров, однако есть один нюанс: обучение они проходили здесь же, в Италии.
Один из секретов итальянских мебельщиков, "раскрытый" на прошедшем семинаре, где собрались не только специалисты, но и студенты бывшего Мухинского училища, как раз и заключается в постоянном стремлении итальянских мастеров к созданию безупречного дизайна буквально каждого своего изделия. Это давняя традиция, глубоко впитанная культура производства вещей, ставшая естественной, как дыхание, о котором никто и не задумывается.
Специалисты выделяют несколько видов итальянского дизайна. Например, так называемый "сумасшедший" дизайн. Сразу скажем, что мебель этого вида дизайна производится не для жизни. Покупают такие изделия крайне редко. Как правило, эти вещи готовятся к определенным событиям мебельной промышленности, к выставкам и ярмаркам, а затем оседают в творческих мастерских, особняках коллекционеров и музеях. По сути дела это чистое дизайнерское творчество, со своими, отчасти имиджевыми, задачами. Такие изделия ориентированы на очень узкий круг людей, и вообще это больше произведения искусства, чем мебель как таковая. С экономической точки зрения производство ее невыгодно, однако мебельная мода и технологические идеи зачастую формируются здесь, на поле "сумасшедшего" дизайна.
Второй вид мебельного дизайна называют "умным". В основе "умного" дизайна заложено гораздо больше практического смысла. Это тоже своего рода экспериментальная площадка, на которой испытываются новые материалы и технологии, но эта мебель уже отвечает своему функциональному назначению. Тенденции "умного" дизайна нынешнего времени выражаются в самых неожиданных сочетаниях металла, стекла, дерева, кожи и других материалов. Сочетают разное и по-разному, но всегда с умом, думая прежде всего об удобстве и комфорте человека. Например, конструктивная часть мебельного изделия, которая несет большие нагрузки, выполняется, из металла, а та, с которой человек непосредственно контактирует, пусть даже просто иногда дотрагивается руками, изготавливается из дерева, пластика или кожи, то есть из материалов теплых. Металл придает конструкции легкость, изящество, стильность, а наличие традиционных материалов, таких как дерево, удовлетворяет не только комфорту ощущений, но и привычке мироощущения, что для многих важно. Яркий пример "умного" дизайна - письменный стол, где структурные несущие части выполнены из металла, все поверхности сделаны из дерева, а крепления из пластика.
Мебель "умного" дизайна интересна конечному клиенту, но производить ее достаточно сложно из-за необходимости постоянно иметь под рукой высококачественное, разнообразное сырье и специальное оборудование. Все это требует значительных инвестиций в производство, поэтому мебельные фирмы чаще работают по какой-то одной технологии, например, выпускают мебель из стекла или металла.
Третий вид дизайна специального названия не имеет. Он рождается на какой-либо определенной фабрике, и в этом случае перед дизайнером стоит очень непростая задача. На первый план выходит производство, поэтому дизайнер должен соотносить свои идеи с возможностями фабрики, подстраиваясь под имеющееся оборудование и сырье. Мебель третьего вида - основной продукт рынка, ее покупает самый широкий круг людей. Это рынок насыщенный, конкуренция между предприятиями огромная, и каждая фабрика стремиться сделать "свою" мебель, выработать неповторимый стиль. Такая ситуация постоянно стимулирует поиск новых решений, как технологических, так и дизайнерских. И здесь у итальянских мебельщиков тоже есть свои, нехитрые на первый взгляд, секреты.
Внимание уделяется не только и не столько конструкции модели, что само собой разумеется, но в большей степени деталям отделки. Именно по отделке мебель становится узнаваемой. Это могут быть ручки необычной формы, или особый рисунок дерева, или нестандартный цвет фонировки. Но за всем этим стоит еще и прямая экономическая выгода. Технологическая линия настраивается на изготовление одного типа конструкции, скажем, деревянных комодов определенных размеров и формы. Но одна часть партии комодов изготавливаете из дуба, другая - из черешни. Затем комод из черешни оснащается ручками, конструктивно отличными от ручек на комоде из дуба, незначительно изменяются другие детали отделки, в результате, два одинаковых предмета интерьера визуально воспринимающиеся совершенно по-разному. Так расширяется ассортимент выпускаемой продукции при существенной минимизации расходов.
Однако на рынке, в том числе и итальянском, обычно присутствуют недобросовестные конкуренты. Выпуская в продажу новую перспективную модель, ни одна фабрика не гарантирована, что кто-то не начнет тут же копировать ее продукцию и продавать по более низкой цене. Итальянские мебельщики в таком случае предпочитают не обращаться в суды - слишком дорого, они не вкладывают дополнительные средства в рекламу и маркетинг - не эффективно по времени, а благодаря гибкости производства быстро модифицируют модель. Поэтому уже на стадии разработки продукции дизайнер обязан провидеть ситуацию недобросовестной конкуренции и заложить в дизайн модели некие тактические аспекты.
Итак, великолепный дизайн, умное производство, но, кроме того, - отработанная система продаж и умение рекламировать свой продукт. Не надо забывать, что Италия всегда была страной не только великих архитекторов, но и выдающихся продавцов. Если под словом маркетинг понимать все необходимые действия для успешного продвижения продукции на рынке, то итальянцы - маркетологи высокого класса. И учиться у них действительно есть чему.